Трудности общения от Викки Баттен

В 1887 году варшавский окулист по фамилии Заменгоф опубликовал универсальный язык под псевдонимом доктор Эсперанто, что в переводе с нового языка означало «надеющийся». Сейчас это самый распространенный искусственный язык, известный как эсперанто. Заменгоф хотел создать легкий для запоминания, политически нейтральный язык, на котором бы общались люди из разных стран, налаживая мир и преодолевая национальные барьеры.

У дайверов тоже есть свой собственный язык, где встречаются бисюки, регули, а также пространные разговоры про мутняк и прозрак. Технодайверы не ограничились основами и пошли дальше – они могут часами болтать про сравнительные преимущества разнообразных крыльев и спинок, перегруз, недогруз и отвисание, не придерживаясь какого-то одного действующего официально признанного языка.

Технодайверы принадлежат к элитному клубу; это группа дайверов, стремящихся к идеалу. Мы хотим быть лучше. Когда мы собираемся вместе, наша общая терминология и опыт стирают различия, и мы образуем связи сильнее, чем дружба. Мы являемся напарниками и товарищами по команде, обеспечиваем поддержку, а иногда и вверяем друг другу свои жизни.

tecccrsurface

Тут есть и обратная сторона. Иногда мы можем непреднамеренно вытеснять других из нашей компании за счет используемых в речи и понятных только нам общих слов, понятий и сокращений.

Когда мой супруг являлся членом клуба любителей гребного спорта, я поехала вместе с ним на барбекю и познакомилась с несколькими его товарищами по гребле и друзьями. Сначала я была просто «всего лишь жена». Никого не заботило, что я – опытный инструктор по дайвингу с собственным дайвцентром и бизнесом. Я греблей не занималась, поэтому мне было не очень интересно. Попивая свой напиток, я молча слушала, как они обсуждают «положения рук» и т.д., и т.п… в течение, наверно, получаса… О НЕЕЕЕТ! Я не выдержала и, извинившись, покинула эту дискуссию. Я поняла, что мое выражение лица со стеклянными глазами и натянутой улыбкой было таким же, как у супруг/друзей наших дайверов, когда тем приходилось «слушать» наши разговоры о дайвинге.

Сколько понятий на этом фото можно назвать специальными терминами? Дека, катушка, регуль, пятнашка, ходовик, сухарь, консоль и многое другое?…

Сколько понятий на этом фото можно назвать специальными терминами? Дека, катушка, регуль, пятнашка, ходовик, сухарь, консоль и многое другое?…

Это навело меня на мысль…

Я вспомнила 90-е, когда проходила курс Advanced Open Water Plus (помните такой?). Проходя по набережной, один из моих одногрупников неожиданно ткнул пальцем в другую группу дайверов и воскликнул:

«Ого, смотри! Спарка!»

До этого я знала, что существует понятие «двойка», используемое во фразе «двойка с жемчужным украшением» и обозначающее комплект из кофты из жакета, популярный в 1950-х годах. Я перенесла это знание в дайвинг и… все перепутала.

Двойка с жемчужным украшением – явно не выбор снаряжения для большинства дайверов!!!

Двойка с жемчужным украшением – явно не выбор снаряжения для большинства дайверов!!!

В те времена я не знала о техническом дайвинге и решила, что «спарка» должна означать гидрокостюм из двух частей, в который были одеты многие из тех дайверов.

Вскоре напарник поправил меня; «спарка» означает два баллона, соединенных между собой. Это не произвело на меня впечатления. В чем был смысл? Никто не потрудился объяснить мне все преимущества спарки. Возможно, они сами не знали? Возможно, посчитали, что мне знать не обязательно? Я считаю, мне действительно на том этапе необязательно было объяснять все детали и сложности, но было бы здорово, если кто-то нашел время рассказать мне про основную идею избыточности.

Универсальный дайверский язык (УДЯ?) выполняет ту же роль, для которой был создан эсперанто. Ежедневно на дайвинг курортах по всему миру мы видим, как дайверы общаются друг с другом, хотя они не разговаривают на одном языке, принадлежат разным культурам, имеют отличающиеся верования и происхождение. Это просто невероятно!

На самом деле технодайверы – это больше семья, чем клуб по интересам. У нас есть не только общие словечки, но и «шутки для посвященных», и иногда мы можем смотреть снисходительно на тех, кто «не в теме».

Я просто обожаю эту картинку, но не знаю автора. Если ее придумали вы – дайте мне знать, я буду рада приписать вам эту заслугу.

Я просто обожаю эту картинку, но не знаю автора. Если ее придумали вы – дайте мне знать, я буду рада приписать вам эту заслугу.

Здорово быть частью семьи технических дайверов: мы вместе работаем, вместе играем и меняем этот мир через дайвинг, снаряжение и научные нововведения; но мы также должны уметь делиться игрушками и заводить новых друзей как можно чаще.

Викки Баттен

Директор департамента PADI TecRec

Добавить комментарий

