ЭГО – лучший друг или заклятый враг дайвера?

Я помню времена, когда самомнение считалось необходимой составляющей технодайвера. Речь шла не о заносчивости, а о чувстве уверенности в себе – ведь когда большинство людей считало технодайверов (в буквальном смысле) ненормальными, здоровый эгоизм вселял уверенность, желание и решимость, необходимые для выживания в сложных ситуациях.

В 90-ые годы прошлого века мнения и снаряжение были другими: ни регуляторов открытого цикла, ни подключенных к контуру компьютеров, ни сухих перчаток, огромные батарейки для фонарей – а сейчас нужно лишь баллоны слева повесить.

В 90-ые годы прошлого века мнения и снаряжение были другими: ни регуляторов открытого цикла, ни подключенных к контуру компьютеров, ни сухих перчаток, огромные батарейки для фонарей – а сейчас нужно лишь баллоны слева повесить.

Сейчас, двадцать лет спустя, технодайверов уже не считают безрассудными авантюристами (да, именно так нам и говорили). Другие дайверы часто равняются на технодайверов, так как понимают, какие для этого нужны подготовка и выдержка. Мне кажется, в наше время, обусловленное значимостью авторитета, эгоизма в каждом из нас – хоть отбавляй, и именно это может помешать стать хорошим технодайвером.

Что же пошло не так?

Давайте немного углубимся в прошлое. Не так давно в человеческой истории большинство людей еле сводили концы с концами. Они работали весь день, почти каждый день, заработка хватало только на самое необходимое. (Не будем забывать, что миллионы людей во всем мире до сих пор живут по такому принципу, но у них вряд ли найдется время, чтобы прочесть эту статью). Эгоизм в те времена был присущ только представителям правящих кругов. Временные рамки могут меняться в зависимости от общества, но в один прекрасный момент обычный человек сказал: «Минуточку… Почему я должен целый день надрываться на работе без заслуженной награды за мои усилия?» Если не вдаваться в подробности всех социально-политических трудностей и последствий, в итоге у большинства из нас помимо работы есть время и деньги на проведение досуга. Включая дайвинг.

Практикуя отстегивание и замену баллона

Практикуя отстегивание и замену баллона

Разумеется, это повело за собой и смену в культуре: люди стали верить в то, что могут добиться больших высот, и гордиться тем, чего достигли. В этом нет ничего плохого, но возможно именно поэтому мы сейчас склонны считать, что заслуживаем больше уважения, чем все остальные. Я не собираюсь спорить, напротив, я считаю, что уважение и хорошие манеры еще никому не помешали. Обратная сторона в том, что иногда внутренняя гордость мешает воспринимать критику, даже если она конструктивная.

Все скромно

Однажды американский инструктор по спелеодайвингу рассказал группе своих студентов историю про Джима Боудена:
В то время Джим собирался установить мировой рекорд по глубине погружения в пещерах. Они с рассказчиком поехали нырять, и Джим попросил своего друга научить его всему, чего Джим еще не знает. Инструктор по спелеодайвингу ответил, что вряд ли есть что-то, чему он бы мог обучить Джима, но тот настаивал на любой, самой незначительной информации, ведь от этого могла зависеть его жизнь! В 1994 году Джим Боуден установил мировой рекорд, погрузившись на 282 метра, а также совершил много других глубоководных погружений и удивительных открытий.

Спустя год, как я услышала эту историю, я встретила Джима и его коллегу Анну Кристович на их выступлении во время дайвинг-шоу в Лондоне. Чтобы передать ту скромность, с которой они относились к своим достижениям, достаточно сказать, что весь вечер они общались с другими дайверами, с неподдельным интересом перенимая знания менее опытных коллег.
С тех пор я тоже пытаюсь жить по этому принципу, правда, не всегда получается.

Бассейн и мелководье – лучшее место для выполнения упражнений

Бассейн и мелководье – лучшее место для выполнения упражнений

Что мы можем сделать?

Как и большинство технодайверов, я стремлюсь довести свой уровень до совершенства. Сложно постоянно обновлять свои навыки и знания, учитывая все типы снаряжения, в котором я ныряю и учу, не говоря уже о развитии теории и планирования декомпрессии, новых технических приемах, новом оборудовании, разработках производителей и многих других обновлениях.

Я читаю все возможные источники информации и стараюсь следить за всеми изменениями в области дайвинга, но также стараюсь не делать поспешных выводов и подвергаю сомнению даже проверенные временем вещи. Всегда есть, куда расти.

Если я какое-то время не ныряла в определенном оборудовании или при определенных условиях, сначала я бегу на мелководье, досконально проверяю экипировку и тренирую навыки. Я должна убедиться, что могу зависать на месте параллельно поверхности воды и что могу отработать все навыки, а также продемонстрировать их. На это может понадобиться больше одного погружения…

Также я всегда соотношу свои результаты с тем, что рассказываю студентам. Иногда мне приходится признать, что то или иное сравнение подчеркивает необходимость что-то улучшить в себе… И вот мое эго снова сдувается, и я благодарна тому, что знаю, к чему мне нужно стремиться.

Тренировка по складированию баллонов

Тренировка по складированию баллонов

Кроме того, я продолжаю заниматься на разных курсах и делаю добавочные погружения, на которых могу освежить свои навыки и знания. Делаю я их с людьми, которые будут несправедливо честны со мной касательно всех моих ошибок и недоработок (и у которых есть умение и опыт научить меня новым вещам). Страдает ли от этого мое эго? О да, еще как. Иногда я расстраиваюсь, иногда обижаюсь, но стоит мне напомнить себе, что это всего лишь мой эгоизм, и осознать услышанное, как я понимаю, что критика абсолютно справедлива.
Если я все еще не согласна с тем, что мне говорят, я думаю о своих студентах, которые также не всегда считают мою оценку по отношению к ним справедливой. Чаще всего это означает, что они не видят проблемы; вероятно, я замечаю то, чего они не могут. И сейчас я должна помнить, что ничем не отличаюсь от своих студентов, и мой инструктор может увидеть проблему, о которой я до сих пор не подозревала. Затем я должна признать, что знать о существовании проблемы – уже хорошо; раз я знаю о ней, я могу с этим что-то сделать. Я решаю лучше понять существование проблемы на следующем погружении и стремлюсь исправиться как можно скорее.

Уверенность в наших возможностях крайне необходима, в трудную минуту она помогает сохранить спокойствие даже перед лицом серьезных сложностей. Эгоизм же – нечто другое. Когда мы считаем, что лучше, чем есть на самом деле, или не даем своему уровню расти, потому что гордость мешает воспринимать критику, эффект возникает совершенно противоположный.

Отработка навыков спасения на ребризерах

Отработка навыков спасения на ребризерах

Чем дальше в лес, тем сильнее становится наше эго, даже если мы его не показываем, следовательно тем важнее признавать и предчувствовать проблемы и делать «проверку на эго» как можно чаще. Помните:
Эмоции часто не позволяют трезво оценить ситуацию.
Грустить и обижаться на критику меня заставляет эгоизм.
Осознав и приняв критику, я могу взяться за решение проблемы и стать более хорошим дайвером/инструктором/инструктором-тренером.

Викки Баттен
Директор департамента PADI TecRec

Добавить комментарий

