Можно ли заглянуть в будущее?

Студенты часто спрашивают, действительно ли у меня есть глаза на затылке?  Они удивляются, не понимая, откуда я знаю, что они делают в тот момент, когда, как им кажется, я не смотрю на них. Комбинация опыта, отличных навыков дайвинга и умение управлять риском могут заставить окружающих предположить, что у вас не только есть дополнительные глаза на затылке, но и способность предсказывать будущее – особенно в том случае, когда вы умело предотвратите проблему или отреагируете на нее быстрее, чем студент поймет, что происходит.

vikki-batten-eurotek-2014-surface-in-sentinel-low-res

Эти навыки важны для инструктора любого уровня, но особенно – инструкторам по техническому дайвингу, которым приходится сопровождать студентов в таких непростых условиях, как надголовные среды, декомпрессионные погружения и большие глубины.

Можно услышать, как опытные инструкторы говорят: «Все это замечательно, но как мне развить такие навыки для себя»?

Во-первых, необходимо правильно расставить приоритеты. Главным моим приоритетом всегда является безопасность, за которой следует комфорт для студентов и то, насколько погружение доставляет им удовольствие. Надеюсь, вы сможете объединить их, но в любом случае безопасность идет первой. После того, как вы определились с приоритетами, и только после этого, вы можете переходить к учебным требованиям. Крайне важно помнить, что целью погружения может являться обучение, но в жертву ему ни в коем случае нельзя приносить безопасность и комфорт.

vikki-teaching-at-peacock

Готовясь к любому погружению, я всегда возвращаюсь к навыкам, полученным на курсах PADI Divemaster и Instructor Development course; я пытаюсь предугадать, что может пойти неправильно, как во время погружения, так и при отработке навыков дайверами. Затем я обдумываю, каких проблем можно избежать, и как справиться с проблемами, которые могут возникнуть, несмотря на мои усилия – например, если дайвер не сможет выполнить какое-то действие. Я напоминаю себе, о чем требуется рассказать во время брифинга, чтобы погружение прошло успешно, и дайверы были готовы к нему, не прибегая при этом к долгим усыпляющим лекциям по всем вопросам, которые только могут прийти в голову.

 

Во время перехода к месту погружения, пока надевается снаряжение и идет подготовка, я слежу за студентами, чтобы знать, насколько комфортно они себя чувствуют – в точности так, как я научилась на курсе PADI Rescue Diver и потом развила это умение на протяжении моей карьеры профессионала. Я не пытаюсь судить их, но стараюсь понять причины их поведения. Конечно, очень важно понимать, что все люди реагируют по-разному; и те из вас, кто меня знают, возможно, могут подумать, что Викки слишком уж тихая, и что это не совсем нормально! В то же время многие дайверы, обычно спокойные, могут стать более разговорчивыми, когда нервничают или чувствуют себя некомфортно.

vikki-batten-eurotek-2014-underwater-01-low-res

В воде моя главная задача – постоянно, на протяжении всего погружения системно контролировать статус всех моих дайверов. Это особенно важно в техническом дайвинге и при погружениях с ребризерами, но не менее актуально на всех уровнях. Что я подразумеваю под системностью? Сколько газа осталось у дайверов (во всех баллонах), открыты ли или закрыты клапаны, каково состояние дыхательного тракта ребризера, декомпрессионного статуса, а также любую прочую информацию, относящуюся к погружению, такую, как то, не блокирует ли один элемент дайв-снаряжения другие элементы, и все ли действует нормально, не болтается ли и не станет ли потенциальным источником проблем. Это довольно много? ДА, КОНЕЧНО! Но это та информация, которая помогает вам обеспечить эффективное обучение студентов и помочь им научиться предотвращать проблемы в будущем. Если вы вдруг заметите, что во время обучения бесцельно дрейфуете, ничем не заняв свои мысли, вам нужно больше стараться!

Когда я решила, что готова для курса инструкторов по ребризерам (в 2000 году), я начала с ассистирования на дайверском уровне обучения. Студенты выполняли навык, и я заметила, как мой инструктор-тренер начал медленно сближаться с ними. Мой опыт подсказал, что он что-то заметил и намерен держаться рядом, чтобы немедленно вмешаться, но что именно он увидел, я не понимала. Это ускользнуло от моих глаз. После погружения я спросила, могу ли я еще поработать в роли ассистента перед тем, как начать инструкторский курс, потому что прекрасно поняла – мой уровень недостаточен. Это, безусловно, помогло мне при прохождении курса, на котором я чувствовала себя уверенно и комфортно.

sdmnt0613_0678

В целом, мне просто хотелось напомнить, что нужно требовательнее относиться к самому себе, никогда не останавливаться, и только тогда вы не перестанете расти, как инструктор. Придерживайтесь самых высоких стандартов, используйте любые возможности для того, чтобы научиться чему-то новому, не стесняйтесь просить совета у опытных инструкторов, вместе с которыми вы учитесь или которым ассистируете. Самые хорошие инструкторы всегда ищут новые идеи и техники, которые помогут стать лучше. Если вы давно уже не перечитывали учебник для студентов – попробуйте. Я всегда удивляюсь, как много полезного я там нахожу.

Викки Баттен

 

 

Добавить комментарий

